21 сентября в Москве, во Всемирный день донора костного мозга, на сцене у «Солнца Москвы» прошла трогательная встреча двух пар «донор костного мозга – реципиент».
Этого события они ждали два года. Сергей Дурягин, который стал уже дважды донором костного мозга, на встречу со своим реципиентом Ольгой Марковой приехал из Мурома. Ольга, чтобы увидеть лично своего спасителя, прилетела из Сыктывкара.
Донор Алексей Школкин на встречу со своим реципиентом, москвичкой Ириной Кузнецовой, приехал из Арзамаса.
Символично, что Ольга и Ирина смогли сказать слова благодарности своим донорам глаза в глаза именно во Всемирный день донора костного мозга.
Еще 20 лет назад такие встречи были запрещены из-за низких показателей выживаемости. Сегодня же благодаря прогрессу в лечении, удается спасать 85% пациентов с лейкозами.
Ольга Маркова, реципиент:
«Я стояла возле сцены и понимала, что мне будет очень сложно сдерживать эмоции и сложно будет говорить. До личной встречи мы с Сергеем уже начали общение по телефону, созванивались, списывались. Я сделал скриншот аватарки и отправила всем своим друзьям. Я всем говорила: «Это мой донор!». Я так радовалась, что узнала его. У Сергея очень доброе лицо. Сразу, как увидела фотографию, поняла - мой человек.
Диагноз мне поставили в 2013 году, когда моему второму ребенку был год. Сначала была просто слабость, я не придавала значению, думала от переутомления. Но потом стали проявляться признаки, и был поставлен диагноз В-клеточный хронический лимфолейкоз. Мне провели 12 курсов химиотерапии, но, к сожалению, я никак не могла выйти в ремиссию. Меня перевели на таргетную терапию, на которой я была 6 лет. Было понятно, что мне требовалась трансплантация костного мозга. И в 2015 году мы съездили с братом в Санкт- Петербург на типирование, и брат мне не подошел. Поэтому я понимала, что будет трансплантация от неродственного донора. В 2021 году при переходе на новый таргетный препарат случился распад опухоли, и я вновь попала в больницу. К сожалению, раковые клетки - они очень хитрые и находят обходные пути. Стало понятно, что нужно вплотную заниматься поиском донора. Я, по всей видимости, оказалась очень типичной. У меня было 13 потенциальных доноров. Первым донором стала молодая девушка, к сожалению, ее костный мозг не прижился. Как мне объяснили врачи, что именно мои иммунные механизмы не позволили прижиться костному мозг, и два с половиной месяца я находилась на грани. Тогда пошли на поиск второго донора. Им стал Сергей. Клетки Сергея мой организм принял буквально на 10 день, а на 13 день меня уже выписали из больницы.
После трансплантации у меня ничего не поменялось, только кровь стала той же группы, как у Сергея. Да, я знаю, что у некоторых людей меняется цвет глаз, но мы с Сергеем и так оба голубоглазые».
Сергей Дурягин, донор костного мозга:
«Я очень рад, что встретился со своим реципиентом. Удивительно, но мы с Ольгой на одной волне, а теперь еще и одной крови. Я считаю, что если есть хоть малейший шанс помочь человеку, надо им всегда пользоваться. НЕ нужно бояться, нужно делиться. Это всего лишь клетки крови, которые очень быстро восстанавливаются. А человек, который смог получить помощь, живет и радуется наравне с тобой».
Ольга Маркова и Сергей Дурягин: «Мы генетические близнецы!»
Ирина Кузнецова, реципиент:
«Мы очень рады, что наконец-то встретились после двух лет. Были волнительные моменты и слезы были. Я не очень представляла, как выглядит мой донор, и, если честно, даже не задумывалась. Я считаю главное, что человек спас жизнь. О заболевании я узнала в 2020 году. Сначала у меня были длительные симптомы простуды, а через какое-то время открылось кровотечение. Меня экстренно доставили в больницу. Когда я находилась в реанимации, у меня диагностировали миелоидный лейкоз. Состояние было тяжелое. Я не осознавала, что происходит. Единственная мысль, которая меня беспокоила: «А как же мои дети? что будет с ними?». На тот момент я о себе даже не думала.
Пройдя несколько курсов химиотерапии, я вышла в ремиссию. Однако через полгода я обратилась к своему врачу, чтобы провериться. Врач, посмотрев результаты анализов, сказала, что нужна трансплантация костного мозга. Донора я ждала четыре месяца, и он нашелся в лице Алексея. Я безмерна благодарна за его поступок. Людям, которые сейчас находятся на лечении, как пациент, я могу порекомендовать не опускать руки, а бороться. Если болезнь уже есть, этого не изменить. Лучше это принять и начать борьбу».
Алексей Школкин, донор:
«В один из дней мы с коллегами решили, что нужно войти в регистр потенциальных доноров костного мозга. Собрались, поехали и сдали кровь на типирование. Заняло это не очень много времени. Мы все были готовы к тому, что кому-то из нас предстоит стать донором. И в конце 2021 года мне позвонили из гематологического центра и пригласили в Москву сдать анализы, сообщив, что я предварительно подхожу пациенту по фенотипу. Естественно, я согласился. Людям, которые сомневаются, вступать в регистр или нет, могу сказать, что это не больно и не страшно. А видя счастливые глаза Ирины и понимая, что у нее все хорошо, счастлив и я».
Ежегодно с заболеваниями крови в России сталкиваются около 25 тысяч человек. Примерно пять тысяч из них нуждаются в трансплантации. Костный мозг или гемопоэтические стволовые клетки можно получить либо от членов семьи, либо от неродственных доноров. В последнем случае шанс совместимости составляет 1 к 10 тысячам. В поиске подходящего донора помогает Федеральный регистр доноров костного мозга. На сегодня доноров доступных для поиска - 260 тысяч человек. Чтобы каждый пациент нашел своего донора, в регистре должно быть не менее 500 тысяч доноров.